Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1. Понятия вычислительные умения и навыки в научной литературе 4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 12
1.3. Анализ учебных программ по математике начальной школы 17
1.4. Условия формирования у детей вычислительных умений 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования связана с тем, что в настоящее время формирование у учащихся вычислительных умений остается одной из главных задач обучения математике в начальной школе, так как эти умения необходимы как в практической жизни человека, так и в обучении.
В предметные результаты освоения основной образовательной программой входит умение выполнять письменно и устно арифметические действия с числовыми выражениями и числами, которые были сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
Данный процесс проходит через весь период обучения младшего школьника. Одним из способов работы по формированию вычислительных умений в настоящее время является применение компьютерных технологий. Это обосновывается тем, что данные технологии дают возможность предоставлять учебный материал определенными «порциями», сделать его более наглядным. Они способствуют активизации познавательных интересов и прочному усвоению знаний и умений. Компьютер наиболее распространенное средство обучения, которое оказывает положительное влияние на мотивационный аспект образования, развивает мышление и саму личность ученика, является основой для формирования прочных умений и навыков, а также немаловажную роль играет в развитии интереса учащихся к учебному предмету.
Изучением проблемы формирования вычислительных умений занимались такие ученые, как М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,
Цель исследования: выявить условия формирования вычислительных умений у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: условия формирования вычислительных умений у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и охарактеризовать понятие «вычислительные умения» и описать этапы их формирования.
2. Описать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать условия формирования вычислительных навыков младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ опыта работы педагогов
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия вычислительные умения и навыки в научной литературе
Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления активизируют память обучающихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности и прочие качества, оказывающие существенное влияние на развитие учащегося. Письменные вычисления в 1-4 классах формируют навыки письменной работы учащихся, необходимые в дальнейшем обучении, и ряд сопутствующих качеств, таких, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.
Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане.
Широкое распространение калькуляторов ставит необходимость «жестокой» отработки этих умений под сомнение, поэтому многие не связывают хорошее овладение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью. Однако внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для образовательной школы. В связи с этим значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование устных вычислительных умений и навыков. [1]
Что же в педагогике понимается под термином «вычислительные навыки»?
«Вычислительные навыки – это способность автоматически выбирать и выполнять для каждого случая вычислений систему операций, составляющую вычислительный прием» [20].
Ещё Аристотель писал: «…Развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Таким образом, навыки – это необходимое условие развития ума, а их совершенствование – как важная составляющая развития детей [19].
Вычислительные умения – это умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, в котором каждая операция осознается и контролируется.
Тем самым, можно сказать: вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащемуся понятен процесс вычислений и их особенности
Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
Формирование вычислительных навыков обеспечивается построением курса математики и использованием соответствующих методических приемов. Вместе с тем, ученик при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом – системой операций.
О форсированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны, выполняет все операции, приводящие к решению. Умение осознано контролировать выполняемые операции позволяет формировать вычислительные навыки более высокого уровня, чем без наличия этого умения [8].
Отличительным признаком навыка, как одного из видов деятельности человека, является автоматизированный характер этой деятельности, тогда как умение представляет собой сознательное действие. Однако навык вырабатывается при участии сознания, которое первоначально направляет действие к определенной цели при помощи осмысленных способов его выполнения и контролирует его.
Советский психолог С. А. Рубинштейн пишет: «Высшие формы навыка у человека, функционирующие автоматически, вырабатываются сознательно и являются сознательными действиями, которые стали навыками; на каждом шагу – в частности при затруднениях – они вновь становятся сознательными действиями; навык, взятый в его становлении, является не только автоматическим, но и сознательным актом; единство автоматизма и сознательности заключено в какой – то мере в нем самом» [10].
Чтобы овладеть умениями, предусмотренными программой, обучающемуся достаточно уметь устно выполнять следующие арифметические действия:
‒ складывать и умножать однозначные числа;
‒ прибавлять к двузначному числу однозначное;
‒ вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное;
‒ складывать несколько однозначных чисел;
‒ складывать и вычитать двузначные числа;
‒ делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком;
‒ производить действия с дробными числами.
Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приемы. Уровень вычислительных навыков определяется правильными, закрепленными ранее и усвоенными приемами вычислений и приобретенными новыми, по ходу изучения материала. Вычислительные навыки в общечеловеческой культуре – это:
«умение правильно считать;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и педагогическом вузе : коллектив. моногр. / И.М. Смирнова [и др.]. – Москва: Прометей, 2017. – 238 с.
2. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 3 класс / Э.И. Александрова. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 184 c.
3. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМО МО РФ / Белошистая Анна Витальевна. - М.: Владос, 2016. - 629 c.
4. Болотова, А.И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе обучения математике с использованием рабочих тетрадей / А.И. Болотова. – М.: Прометей, 2012. – 24 c
5. Василец О.Н. Формирование у младших школьников умение решать задачи // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» . – М., 2013.
6. Васильева, О. Е. Математика. Итоговая аттестация за курс начальной школы. 1-4 классы. Тестовые тренировочные задания / О.Е. Васильева. - М.: Эксмо, 2012. - 233 c.
7. Галямова, Э.Х. Методика обучения математике в условиях внедрения новых стандартов / Э.Х. Галямова. – Набережные Челны : Набережночелнинский гос. пед. ун-т, 2016. – 116 c
8. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике : психолого-педагогические основы / В.А. Гусев. – 3-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 456 c.
9. Деменева Н.Н. Работа над арифметическими задачами как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Нижегородское образование. – 2011. - № 2. – С. 25-30.
10. Денищева, Лариса Олеговна. Избранные вопросы методики преподавания математики : учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОАУ ВО МГПУ), Ин-т математики, информатики и естеств. наук, Каф. высш. математики и методики преподавания математики ; Л.О. Денищева, Н.В. Савинцева, З.Р. Федосеева. – М.: МГПУ, 2016. – 155 с. : табл., ил. – Прил.: с. 122–155. – Библиогр.: с. 116–119
11. Епишева, Ольга Борисовна. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. : ил, табл. – (Библиотека учителя). – Прил.: с. 181–200. – Терминолог. словарь: с. 201–211
12. Ефимов, В.Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 61–65.
13. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. - М.: Владос, 2008. - 192 c.
14. Кавун, И.Н. Методика преподавания арифметики в начальной школе / И.Н. Кавун. - М.: ЁЁ Медиа, 1990. - 395 c.
15. Лукьянова, Е. В. Методика обучения доказательству с использованием средств естественного вывода при изучении курса математики основной школы / Е.В. Лукьянова. - М.: Прометей, 2013. - 586 c.
16. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. - М.: Учитель, 2007. - 176 c.
17. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2008. – 474 с.
18. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики : метод.рекомендации / [авт.-сост. Т.В.Золотова]. – М. : Аркти, 2010. - 62 с.
19. Рыжова Е. В. Психологические приемы развития творческого математического мышления в процессе решения задач разными способами : [при обучении нач. курсу математики учащихся с трудностями в обучении] // Проблемный ребенок: диагностика, обучение, воспитание. - Комсомольск-на-Амуре, 1999. - С. 70-78
20. Рыжова И.Г. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» . – 2013.
21. Темербекова, А.А. Методика преподавания математики / А.А. Темербекова. - М.: Владос, 2003. - 521 c.
22. Теория и методика обучения математике в средней школе : учеб. пособие для студентов вузов / И. Е. Малова, С. К. Горохова, Н. А. Малинникова, Г. А. Яцковская. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 439 с. – (Практикум для вузов). – Прил.: с. 137–431. – Библиогр.: с. 432–438.
23. Теория и методика обучения математике: Прогр. для студентов мат. фак. (спец. – 032100 "Математика") [Электронный ресурс] / Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т; [авт.-сост.: Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, М.Н. Кочагина, Н.Е. Федорова; рецензент А.Г. Мордкович]. – М.: МГПУ, 2005. – 26 с. – (Учебные программы). – Библиогр.: с. 19–24.
24. Федоренко О. О., Пожидаева Т. В. Условия формирования вычислительных умений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 436–438.
25. Царева С.Е. Математика и методика обучения математике младших школьников : (авт. программа курса : метод. указ. по ее реализации) / С.Е. Царева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2003. – 132 с.
26. Царева, С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 51–60.
27. Царева, Светлана Евгеньевна Методика преподавания математики в начальной школе. Учебник для студентов учреждений высшего образования / Царева Светлана Евгеньевна. - М.: Академия (Academia), 2014. - 470 c.
28. Эльконин Б.Д. Особенности знакового опосредствования при решении творческих задач : [обучение математике] // Психологическая наука и образование. – 1997. – № 3. – С. 55–61.